Xbus — этo сeмeйствo мoдульныx элeктрoмoбилeй вaгoннoй кoмпoнoвки с кaркaснo-пaнeльным кузoвoм и дизaйнoм в дуxe уaзoвскoй «буxaнки». Для Xbus рaзрaбoтaны дeсятки мoдификaций (пикaп, сaмoсвaл, фургoн, микрoaвтoбус, пляжный aвтoмoбиль, кeмпeр и т.д.), цeны нaчинaются oт 17 380 eврo. Прoизвoдствo Xbus дoлжнo былo нaчaться в кoнцe прoшлoгo гoдa нa сoбствeннoй фaбрикe в Итцexo (Гeрмaния, зeмля Шлезвиг-Гольштейн), но на фоне плохого инвестиционного климата руководство компании решило, что лучше отдать сборку на аутсорсинг — сроки начала отгрузок соответственно сильно поехали.
Evetta
Evetta — это городской электромобиль по мотивам BMW Isetta, доставшийся ElectricBrands в прошлом году в результате поглощения компании Artega. Специалисты ElectricBrands оперативно разработали для Evetta несколько модификаций, в том числе грузовичок и кабриолет. Стоит Evetta от 19 540 евро, производство этого семейства планировалось наладить в 2023 году в немецком городе Гёттингене, но и здесь, как вчера выяснилось, ничего не будет.
Проекты ElectricBrands переезжают целиком на VDL Nedcar: свежий пресс-релиз завода сообщает, что первая партия электромобилей Evetta будет собрана во втором квартале 2024 года, а производство Xbus начнётся в 2025-м. Контракта между партнёрами при этом пока нет, есть лишь намерение его заключить, сейчас проходят переговоры.
Семейство Evetta
Напомним, что автозавод в нидерландском городе Борн (провинция Лимбург), ныне известный как VDL Nedcar, был основан в 1968 году компанией DAF для выпуска малолитражек с передовой на тот момент бесступенчатой трансмиссией — клиноремённым вариатором. Позже заводом владели Volvo и Mitsubishi Motors, а сегодня это один из ведущих активов нидерландской промышленной компании VDL Groep, с 2014 года он работает по контракту с BMW. В настоящее время завод собирает кроссоверы Mini Countryman, BMW X1 и кабриолеты Mini. Свежепредставленный электрический Mini Cooper SE Convertible тоже будут делать на VDL Nedcar, но это ограниченная партия (999 шт.). К весне 2024 года BMW и VDL Nedcar расстанутся, нидерландский завод надеется сразу же переключиться на работу с ElectricBrands и другими партнёрами, если они к тому времени появятся.
У ElectricBrands сейчас собрано около 16 000 предзаказов на Xbus и более 1000 на Evetta. Между тем завод VDL Nedcar со штатом в 4000 человек рассчитан на выпуск 200 000 машин в год с перспективой увеличения мощности до 400 000 машин в год. Владельцы VDL Nedcar уже морально готовятся к «вынужденным колебаниям численности персонала», но пока намерены во чтобы то ни стало сохранить предприятие и превратить его в мультиформатную площадку современной мобильности: здесь будет в том числе собственный инжиниринг и сборка батарей для электромобилей. В общем ясно, что ElectricBrands для VDL Nedcar — это мелкая рыбёшка, но другой пока, к сожалению, нет.