Впрoчeм, нe вeздe дoрaбoткa шлa пo пути урeзaния «нeнужнoгo». В кoнцe 2016 гoдa пoявился другoй мoтoр – 1,8-литрoвый 21179 сoбствeннoй рaзрaбoтки, кoтoрый в пeрвыe гoды тoжe пoдкинул прoблeм. Глaвным дeфeктoм был высoкий рaсxoд мaслa, кoтoрый пришлoсь oпeрaтивнo устрaнять. Крoмe тoгo, в 2016 гoду нa Xray внeдрили кнoпку oтключeния ESC, кoтoрую тaк прoсили пoкупaтeли и журнaлисты. Нo иx списoк пoжeлaний нa этoм нe зaкaнчивaлся: пoмимo кнoпки прoсили дoбaвить 30-40 мм прoстрaнствa в кoлeняx нa зaднeм ряду, ввeсти рeгулирoвку руля пo вылeту и пoясничный пoдпoр вoдитeльскoгo сидeнья.
Сдвинуть сидeньe нaзaд удaлoсь лишь в 2018 гoду, кoгдa дeбютирoвaлa крoсс-вeрсия с нeзaмыслoвaтым нaзвaниeм Xray Cross. Oнa вooбщe пoлучилa мнoгo дoрaбoтoк: срeди ключeвыx – зaдниe дискoвыe тoрмoзa, ЭУР вмeстo элeктрoгидрaвличeскoгo усилитeля, рaсширeннaя кoлeя, иныe привoды кoлeс, нoвыe сидeнья, сдвинутый нa 25 мм нaзaд зaдний дивaн, a тaкжe систeмa Ride Select с «внeдoрoжными рeжимaми». В 2019 гoду пoдoспeлa eщe oднa тexничeскaя oбнoвкa: вaриaтoр. Aгрeгaт JF015E сoчeтaлся с тeм жe мoтoрoм H4M, oт кoтoрoгo oткaзaлись в 2019 гoду: тeпeрь oн был глубоко локализован и не усложнял производство.
Lada XRAY Cross '2018–22
1 / 6
Lada XRAY Cross '2018–22
2 / 6
Lada XRAY Cross '2018–22
3 / 6
Lada XRAY Cross '2018–22
4 / 6
Lada XRAY Cross '2018–22
5 / 6
Lada XRAY Cross '2018–22
6 / 6
Само собой, выше перечислены только крупные доработки: работа над внедрением новых опций и жонглирование комплектациями были непрерывными. Кажется, что завод приложил максимум усилий к доработке модели, так чего еще было желать покупателю Xray?
На самом деле, от автомобиля, который с самого начала окрестили кроссовером, ждали конкурентных преимуществ над исходным Sandero. А их – внезапно – не оказалось. Во-первых, Sandero Stepway предлагался с гидромеханическим автоматом – «всефранцузским» DP0, он же AL4. А двухпедальная версия у Xray, во-первых, появилась не сразу, а во-вторых, серьезно уступала французской в глазах покупателя. Ведь для отечественной модели предложили роботизированную трансмиссию АМТ, которая не привлекала покупателей своими алгоритмами работы, да к тому же слабо подходила под «кроссоверную» эксплуатацию. Именно недовольство публики привело к тому, что в Тольятти стали искать альтернативные варианты и внедрять на Xray вариатор. На это ушло еще три года, за которые модель окончательно растеряла ту потенциальную аудиторию, которая могла обратить на нее внимание.
Во-вторых, мечты многих – как покупателей, так и просто критиков и фантазеров – были связаны с полным приводом. Отчасти этих людей можно понять: ведь Xray за уши затягивали в сегмент кроссоверов, а там мотором на 1,8 литра и передним приводом никого не удивить. На АВТОВАЗе даже всерьез прорабатывали возможность внедрения муфты, благо готовые технические решения у концерна были. Более того, компоновочная возможность реализации полного привода на Xray была доказана успешно. Не сошлось другое: экономика. Модель и без того была недешевой, а внедрение полного привода выводило ее ценник на другой уровень. А без муфты она оставалась обычным хэтчбеком с претензией на кроссоверные амбиции.
Надо понимать, что те, кто писал в Интернете о необходимости полного привода на Xray, и те, кто действительно покупал эти машины – это разные люди. Но отсутствие муфты и АКП действительно ослабило имидж модели как кроссовера, которым она изначально и не являлась. Из более мелких не устраненных технических недостатков можно отметить отсутствие шестиступенчатой ручной коробки передач: пятиступенчатая механика была неидеальна, особенно в паре с 1,8-литровым мотором. Однако внедрение французской «шестиступки» TL4 тоже означало бы непозволительный рост стоимости. А с ней и так было не все гладко.
Цена
Еще одним камнем преткновения для Xray стала цена. На старте продаж за Xray просили от 600 тысяч рублей, а топовые версии укладывались в 750 тысяч – то есть, хэтчбек (простите, кроссовер) был дороже, чем Vesta. Но тут уместнее отталкиваться не от нее, а от «исходника» в лице Renault Sandero Stepway. В среднем Xray был чуть дешевле «француза» – в сравнимых комплектациях разница составляла около 50 тысяч рублей. Но относительно низкий уровень локализации не позволял гибко управлять прайс-листами. А появление версии Cross окончательно свело на нет ценовые различия: уравнявшись по объему некрашеного пластика, Xray уравнялся и по стоимости с французским «кросс-хэтчбеком». Вазовцы старались удерживать базовый ценник на уровне 600 тысяч, в том числе за счет упрощения комплектации. Например, в 2019 году появилась новая версия Standart с неокрашенными дверными ручками на 15-дюймовых штампованных колесах. Зато в 2020 самый дорогой Xray в новом исполнении Instinct пробил отметку в миллион рублей. В начале этого года за хэтчбек без пластикового обвеса просили уже 1,1-1,3 миллиона рублей, а кросс-версия стоила от 1,25 до 1,6 миллиона рублей.
Продажи
Вся эта чехарда нестыковок хорошо прослеживается и в объемах продаж Xray. Да, эта модель и не задумывалась как бестселлер, способный заткнуть за пояс Vesta, но она однозначно должна была составить компанию более крупному и местами даже более дорогому Largus. Однако все пошло не так бодро с самого начала.
Дебютным годом для Xray стал 2016. В январе-феврале он не добрался до топ-25 самых продаваемых моделей в России, и лишь к марту взобрался на 23 строчку с показателем в 1,5 тысячи проданных экземпляров. В апреле он занял 13 строчку с показателем в 2200 проданных машин, но уже в мае спрос вновь опустился до 1600 экземпляров, и дальше в течение года составлял менее 2 тысяч. Для сравнения: даже если опустить более дешевую Granta, расходившуюся по 7-8 тысяч ежемесячно, можно взглянуть на показатели Vesta с ее 5-6 тысячами в месяц. Суммарные продажи первого года для Xray составили неполные 20 тысяч машин – на 10 тысяч меньше, чем у Largus и вдвое меньше, чем 55 тысяч у Vesta. То есть, уже в первый год автомобиль оказался гораздо менее популярным, чем можно было бы предположить.
Дальше дела, казалось бы, пошли лучше. В марте 2017 года Xray вошел в топ-10 самых продаваемых моделей, впервые добившись показателя в 3 тысячи машин в месяц. Но на растущем рынке это все равно было в 2,5-3 раза ниже показателей Весты. По итогам года было продано 33 тысячи машин: Xray смог догнать Largus, но безнадежно отстал от Vesta с ее 77 тысячами реализованных машин. В 2018 году на умеренно растущем рынке Xray смог удержаться в топ-10 с показателем в 35 тысяч машин – против 44 тысяч у Largus и 108 у Vesta.
Но вот в 2019 году рынок чуть сократился, и Xray это сильно ощутил: падение на 17 место в топ-25 самых продаваемых моделей и снижение продаж до 29 тысяч штук, хотя Largus сохранил прошлогодний показатель в 43 тысячи, а Vesta и вовсе нарастила объемы до 111 тысяч единиц. А ведь в 2019 году, как мы помним, Xray получил массу обновок – и доработки, и кросс-версию, и вариатор…
В ковидном 2020 году появились первые слухи о возможном отказе АВТОВАЗа от Xray. Слухи не оправдались, но под ними была почва: рынок сократился на 9%, а продажи Xray рухнули сразу на треть, до 19 тысяч машин – то есть, среднемесячные продажи упали с 2,5-3 до 1,5 тысяч. Тогда Xray с трудом влез в топ-25 по продажам, заняв 24 место. Для понимания масштаба проблемы стоит уточнить, что Largus в том же 2020 году просел с 43 до 37 тысяч, а Vesta потеряла совсем немного – 107 тысяч против 111.
Следующий, 2021, стал годом роста, когда рынок прибавил 4%. Xray тоже вырос, причем на 15%, до 22 тысяч машин, поднялся на 18 место в топ-25, но до Largus с неполными 40 тысячами и Vesta со 114 тысячами было по-прежнему далеко. В текущем году Xray продолжил терять аудиторию: в январе-феврале было продано 1 и 1,2 тысячи машин соответственно. Дальше смысла следить за объемами нет: это ежемесячная распродажа остатков по 250-400 машин в месяц. Но и тут все равно видна разница по запасам машин: Веста, которая тоже временно ушла с конвейера, продается с весны по 1,5-2 тысячи машин в месяц.
Заключение
Lada Xray не была откровенно плохой машиной. Она, как в песне группы «Король и шут», стала невольницей чужих идей. В нее, как единственного ребенка не реализовавшихся в жизни родителей, пытались вложить все сразу. Компактный хэтчбек с низким уровнем локализации, который не мог стоить дешевле родственного Sandero на платформе B0, отдали не в тот класс, завысив требования покупателей и не обеспечив его конкурентными преимуществами, а заодно лишив исходных сильных сторон вроде внешности. В жестких условиях рынка это сулило модели тяжелую жизнь, которая закончилась по удачному для нее стечению обстоятельств. Ведь об уходе Xray вряд ли пожалел кто-то, кроме заводского коллектива, вложившего усилия в ее создание и доработку.
Опрос
Вы жалеете об уходе Lada Xray?
Голосовать
Ваш голос
Всего голосов: