Гeндирeктoр стaртaпa Иoнa Кристиaнс и сooснoвaтeль Лoрин Xaн выступили с зaявлeниeм, в кoтoрoм oбъяснили, чтo прoисxoдит: ситуaция нa рынкe кaпитaлa сeйчaс oчeнь плoxaя и кoмпaнии нe удaлoсь нaйти нeoбxoдимoe кoличeствo срeдств нa тo, чтoбы сдeржaть oбeщaниe и зaпустить Sono Sion в прoизвoдствo. Кoнсультaнты рeкoмeндуют Sono Motors oткaзaться oт прoeктa Sion и сoсрeдoтoчиться нa мeнee зaтрaтнoм и более быстро окупаемом B2B-бизнесе по производству интегрированных солнечных панелей для коммерческих автомобилей и автобусов, но руководители Sono Motors не хотят идти на этот болезненный шаг и расстраивать фанатов — членов сообщества Sono Sion, благодаря которым они уже провели в 2016 и 2019 годах успешные краудфандинговые кампании и получили необходимые миллионы евро на развитие проекта.
Кристианс и Хан полагают, что помощь сообщества позволит спасти проект и в этот раз, когда он находится на финальной стадии разработки (необходимы ещё некоторые доводочные испытания и деньги на сертификацию). Молодые предприниматели посчитали, что им нужна сумма, эквивалентная розничной стоимости 3500 экземпляров Sion. Одна машина стоит 29 900 евро — выходит, что Sono Motors хочет собрать без малого 105 млн евро. На сбор компания отводит 50 дней, краудфандинговый марафон обозначен хештегом #saveSion, счётчик запущен на главной странице сайта Sono Motors, на момент нашей публикации были оплачены 74 из 3500 машин.
Марафон не благотворительный, а вполне деловой, он рассчитан на тех, кто хочет купить Sono Sion, причём каждому участнику марафона компания обещает скидку в 3000 евро от конечной цены солнцемобиля, то есть для клиентов, поверивших в компанию сейчас, цена составит 26 900 евро. Если нужную сумму за 50 дней собрать не удастся, проект Sion будет закрыт (возможно, заморожен или продан). Компания принимает деньги только у жителей Европы, размер платежа может варьироваться в диапазоне от 500 до 26 900 евро.
До начала марафона у Sono Motors было собрано 21 000 частных предзаказов на Sion и 22 000 корпоративных, то есть потенциальная выручка уже превышает миллиард евро.
Подробное техническое описание Sono Sion мы давали в июле, здесь лишь вкратце напомним, что Sion — это переднеприводный компактвэн длиной 4470 мм, снабжённый единственным электромотором, максимальная отдача которого составляет 120 кВт (163 л.с.) и 270 Нм. Ёмкость батареи — 54 кВт·ч, её полного заряда хватает на 305 км пробега по циклу WLTP. Вмонтированные в кузов солнечные панели дают 35 км дополнительного пробега в сутки при идеальной ясной погоде и примерно 16 км при среднеевропейской погоде.
Между тем 30 ноября нидерландский стартап Lightyear благополучно начал на заводе Valmet мелкосерийное производство своего солнцемобиля — большого лифтбека Lightyear 0, но это куда более дорогой продукт, чем Sono Sion, розничная цена Lightyear составляет 250 000 евро. В 2025 году Lightyear хочет начать производство своей второй модели — Lightyear 2, её цена составит около 30 000 евро, а это уже прямой конкурент Sono Sion. Будет здорово, если оба бюджетных солнцемобиля в итоге доберутся до рынка.