Пoслeвoeнный ЗИС-5 с oднooтвaльным плугoм ПС-2 с ручным упрaвлeниeм и щёткoй, сoбрaнный в 15 экзeмплярax. 1945 гoд
Вo втoрoм aктивнoм плужнo-щётoчнoм вaриaнтe пoд рaмoй aвтoмoбилeй дoпoлнитeльнo мoнтирoвaли врaщaвшиeся щётки с привoдoм oт кoрoбки oтбoрa мoщнoсти шaсси. В пoслeвoeнныe гoды oснoвoй тaкиx систeм пoбывaли прaктичeски всe грузoвики – oт ЗИС-150 дo тяжeлыx «Урaлoв».
В сeрeдинe 50-x нa лeтнeй пoливoмoeчнoй мaшинe ПМ-10 нa бaзe ЗИС-150 был прeдусмoтрeн смeнный зимний плужнo-щётoчный кoмплeкт П-11 с цилиндричeскoй щёткoй и пoдъёмным oтвaлoм с гидрoпривoдaми, прeднaзнaчeнный для сгрeбaния в стoрoну свeжeвыпaвшeгo снeгa.
Пoливoмoeчнaя мaшинa ПМ-10 нa шaсси ЗИС-150 в кoмплeктaции П-11 с плужнo-щётoчным oснaщeниeм. 1957 гoд
Нa Мaнeжнoй плoщaди в Мoсквe мaшинa ЗИС-150 ПМ-10 П-11 для сгрeбaния свeжeвыпaвшeгo снeгa
В 60-e eму нa смeну пришли зимниe плужнo-щётoчныe вaриaнты oбычныx «пoливaлoк» ПМ-130 нa шaсси ЗИЛ-130. Иx штaтнaя пoдмeтaльнaя щёткa снaбжaлaсь мeтaлличeским вoрсoм, a спeрeди нa спeциaльнoй рaмe был устaнoвлeн пoвoрoтный oтвaл с упрaвлeниeм из кaбины вoдитeля.
Зимний вaриaнт пoливaльнoй мaшины ЗИЛ-130 ПМ-130 с 2,5-мeтрoвым oтвaлoм и щёткoй. Фoтo 1973 гoдaИскусствo рaзбрaсывaть пeсoк
Вряд ли ктo зимoй oбрaщaл внимaниe нa нeкaзистыe мaшины, швырявшиeся из-пoд кузoвa пeскoм с мeлкими кaмушкaми, кoтoрыми нaкрывaли лeдяныe дoрoжки нa трoтуaрax и oблeдeнeвшиe учaстки дoрoг. Этo были нeзaмeнимыe в зимнee врeмя aвтoмoбильныe пeскoрaзбрaсывaтeли, сoздaнныe для борьбы с гололёдом путем рассыпания смесей песка, соли и особых реагентов.
Впрочем, в СССР борьба со льдом на дорогах началась в конце 30-х и олицетворялась опытным образцом «лёдокольной» установки на грузовике ЯГ-4. Под его рамой был установлен оригинальный механизм с мотором, приводившим несколько массивных наклонных скребков с режущими кромками, которые попеременно сбрасывали вниз, дробя лёд и твёрдый снег.
Уникальная машина на шасси ЯГ-4 с пакетом скребков для раскалывания льда. 1940 год (из архива Е.Батурина)
Вернёмся к пескоразбрасывателям. Практически все они имели единую и достаточно простую конструкцию, сводившуюся к разрешению проблемы подачи песка из открытых металлических кузовов бункерного типа на задний разбрасывающий диск-метатель.
Одним из первых послевоенных пескоразбрасывателей была машина МПР-10 на шасси ЗИС-5 со стальным кузовом с наклонным днищем. При помощи кривошипно-шатунного механизма он совершал колебательные движения, позволявшие постепенно проталкивать песок на разбрасывающий диск. Оригинальная машина оказалась сложной, дорогой и ненадежной.
Ленинградский разбрасыватель МПР-10 на базе ЗИС-5 с металлическим кузовом, подвешенным на пружинах. 1946 год
Трёхтонный пескоразбрасыватель МПР-10 обеспечивал дальность отбрасывания песка до 7,5 метров
В 50-е московский Экспериментально-механический завод выпускал лёгкий разбрасыватель ПД-4М на шасси ГАЗ-51, у которого песок из кузова на диск доставлял напольный скребковый транспортёр. Авторемонтный завод № 5 собирал вариант ПД-6 на базе ЗИС-150 с пластинчатым транспортёром и дробильным барабаном, размельчавшим смерзшиеся комки снега. В 1957 году 140 машин обоих типов за один сезон высыпали 120 тысяч кубометров речного песка и шесть тысяч тонн соли.
Машина ПД-4М разбрасывала песок на расстояние в шесть метров. 1956 год
Вариант ПД-6 для посыпания дорог на дальности в восемь метров. 1953 год
В 1962-м Свердловский завод коммунального машиностроения приступил к выпуску многоцелевого разбрасыватели Д-307А на шасси ЗИЛ-164 с передним отвалом, щёткой и бункером, под которым помещался наклонный лоток с эксцентриковым вибратором, совершавший колебательные движения и облегчавший продвижение песка к заднему диску.
Комбинированная плужно-щёточная машина Д-307А с вибратором посыпала песком полосу шириной до семи метров
В середине 60-х в КБ Управления благоустройства Мосгорисполкома (УБМ) был создан всесезонный вариант ПР-53 на шасси ГАЗ-53А с универсальным кузовом со скребковым транспортёром и регулятором скорости вращения метателя, передним поворотным плугом и активной щёткой с жёстким ворсом. Его выпускал Арзамасский завод коммунального машиностроения.
Плужно-щёточный пескоразбрасыватель ПР-53 в зимнем исполнении с тремя видами рабочих органов. 1966 год
Разбрасыватель ПР-53 на выставке коммунальной автотехники на ВДНХ СССР. 1967 год (фото автора)
Позднее это же КБ разработало универсальную машину ПР-130 на базе грузовика ЗИЛ-130 с вибрационным лотком под кузовом, задним разбрасывателем песка и плужно-щёточным комплектом. Её собирал Свердловский завод.
Разбрасыватель ПР-130 с трёхкубовым бункером отбрасывал песок на расстояние до восьми метров. Фото 1973 года
В 80-е одной из наиболее ходовых всесезонных машин был разбрасыватель КО-106 на шасси ГАЗ-53-12, оснащённый универсальным 2,5-кубовым кузовом, скребковым транспортёром и разбрасывающим диском с гидроприводами.
Машина КО-106 с самосвальным кузовом и снятым разбрасывателем для работы в летнее время. 1985 годЛаповые снегопогрузчики, не путать с липовыми!
Сразу же по окончании войны в УБМ был определён план выпуска принципиально новых городских снегопогрузчиков. Первым появился опытный образец С-1 на «перевернутом с заду наперед» шасси ЗИС-5. В результате задний ведущий мост с двускатными колесами оказался спереди под одноместной кабиной, а все прочие агрегаты и передние управляемые колеса перекочевали в заднюю часть машины.
Испытания пробного снегопогрузчика С-1 на базе переделанного грузовика ЗИС-5 военного образца. 1945 год
Второй вариант С-3 на базе ЗИС-150 был приспособлен к работе с разными типами грузовиков. «Изюминкой» обеих машин была оригинальная погрузочная конструкция лапчатого типа, конструкцию которой в 1924 году запатентовал американский изобретатель Джозеф Джой.
Вариант С-3 на шасси ЗИС-150 с лапчатым рабочим органом и регулируемой двухсекционной стрелой. 1946 год
До 1948-го планировалось изготовить 50 машин С-3. Серийный выпуск модернизированных снегопогрузчиков 2С-3 для уборки снега из валков и куч был организован на заводе «Мосдормаш» в 1952 году, и впоследствии они работали в большинстве советских городов.
Самый распространенный советский снегопогрузчик 2С-3 с рабочей системой изобретателя Джозефа Джоя. 1952 год
Схема снегопогрузчика 2С-3. Основные агрегаты: 1 – загребающая «лапа» с ограждением, 2 – цепной транспортёр, 3 – диски для привода лопаток, 4 – основная сварная лопата
Основой рабочего механизма машины 2С-3 была так называемая лопата – широкая площадка с боковыми «щёками» и двумя плоскими дисками с приводом от трансмиссии шасси. На них шарнирно крепились две «лапы» или лопатки, совершавшие загребающие движения для захвата очередной порции снега. Далее он подавался на наклонную стрелу с цепным скребковым транспортёром и затем сгружался в кузова следовавших задним ходом грузовиков или самосвалов. Средняя производительность составляла 120 кубов снега в час.
Лаповый снегопогрузчик 2С-3 на базе ЗИС-150 при расчистке Моховой улицы в центре Москвы. 1959 год (фото Carl Mydans)
Тяжелый женский труд на фоне Красной площади: машина 2С-3 на уборке залежалого снега (фото Carl Mydans)
В 1956-м прямым развитием модели 2С-3 стал компактный погрузчик снега С-4 на укороченном шасси ГАЗ-51А с «нормальным» расположением мостов, скребковым конвейером и гидроприводами лопаты и стрелы, который служил для очистки узких улиц небольших городов.
Легкие снегопогрузчики С-4 с шириной лопаты 2,4 метра на укороченном на 800 мм шасси ГАЗ-51А. 1956 год
Следующий снегопогрузчик появился только через двадцать лет. Это была машина КО-203 на спецшасси с рамой и агрегатами от грузовика ГАЗ-52-04 и тракторным дизелем в 55 сил. По общей конструкции она повторяла модель С-4, не считая утеплённой кабины, двухсекционной стрелы и резиновых вставок в элементы транспортёра.
За час малошумная машина КО-203 с новой кабиной перегружала до 100 тонн уплотнённого снега. 1976 годПервые шаги шнекороторных борцов со снегом
В 1947 году в Москве появились первые шнекороторные снегоуборочные машины на грузовиках ЗИС-5 военного образца, отбрасывавшие слежавшийся в валках снег с кремлевских набережных далеко в Москву-реку. Их развитием были московские образцы РСМ-2 и РСМ-3 на базе ЗИС-150 и ЗИС-151 соответственно.
Московский вариант первой советской шнекороторной машины на базе ЗИС-5
Ленинградский опытный шнекороторный снегоочиститель на шасси ЗИС-150
В передней части таких машин перед радиатором в едином корпусе, так называемом ковше или корыте, были смонтированы горизонтальные стальные винты (шнеки), которые подгребали снег к продольной оси машины и направляли его на вертикальный ротор с лопастями, с силой отбрасывавший снег в нужном направлении через регулируемую поворотную трубу. Для привода всей этой системы за кабиной водителя находился мощный автономный силовой агрегат.
В Ленинграде в конце 40-х появились собственные снегоуборщики РС-3Л на шасси ЗИС-150, которые в течение нескольких лет в единичных образцах собирал местный механический завод. Машину оборудовали двумя шнекам, состоявшими из двух половинок, вращавшихся в разные стороны, центральным ротором, поворотным коробом и усиленной передней подвеской.
Шнекороторная снегоуборочная машина РС-3Л Ленинградского треста очистки, выпускавшаяся в 1949-1957 годах
В 1953-м КБ УБМ разработало оригинальный снегоуборщик РС-3 на «перевернутом» шасси ЗИС-150 с передними ведущими двускатными колёсами и задними управляемыми. Рабочий орган с приводом от автомобиля состоял из двух шнеков, шестилопастного ротора и металлического рукава для отбрасывания убираемого снега на расстояние до 25 метров. В небольших количествах его выпускали в Свердловске.
Эффектный снегоочиститель РС-3 на расчистке смотровой площадки Ленинских гор в Москве. Фото 1964 года
Снегоуборочная машина РС-3 на переделанном грузовике ЗИС-150. 1953 год
Шнекороторная машина для выгрузки снега из автомобильных кузовов. 1956 год
В середине 50-х завод «Мосдормаш» собрал опытный образец снегоразгрузчика Р-1 на агрегатах машины 2С-3, оборудованного подъёмной решётчатой стрелой и шнекороторным агрегатом для ускорения процесса опорожнения кузова грузовиков от залежалого снега.
В 1956-м КБ УБМ совместно с Горьковским автозаводом спроектировали упрощенный снегоочиститель РС-363, рабочий орган которого навешивался на вездеход ГАЗ-63. Он состоял из одного шнека и ротора с приводом от трансмиссии автомобиля и регулируемого короба, отбрасывавшего снег на 15 метров в разные стороны. До 1963 года Мценский завод коммунального машиностроения собрал 23 комплекта таких машин.
Облегченная съёмная шнекороторная установка РС-363 на полноприводном грузовике ГАЗ-63. 1957 год
В 1967-м Свердловский завод приступил к выпуску оригинального погрузчика УП-66 (РС-66), приспособленного для перегрузки снега, песка и сыпучих материалов. Он базировался на агрегатах серийного ГАЗ-66 с задней установкой мотора V8, соответственно измененной схемой трансмиссии и доработанной кабиной. На нём применялся редкий фрезерный рабочий орган в сварном корпусе с опорными лыжами, который направлял грузы на стрелу с ленточным конвейером, передняя часть которого проходила под полом кабины. Выпуск этой машины продолжался до середины 80-х.
Универсальная перегрузочная машина УП-66 на базе ГАЗ-66 с перенесённым в заднюю часть двигателем. 1968 год
На заглавной фотографии — лёгкий компактный и маневренный снегопогрузчик С-4 с агрегатами от грузовика ГАЗ-51А на Красной площади.