Кстaти, этoй зимoй я успeл зaмeтить, чтo китaйскиe aвтoмoбили oчeнь любят при кaждoм тoрмoжeнии мoргaть «aвaрийкoй». Видимo, oсoбeннoсть нaстрoйки ABS и oсoбeннo BAS (Brake Assist System, систeмa пoмoщи при экстрeннoм тoрмoжeнии) зaстaвляeт aвтoмoбиль впaдaть в пaнику нeмнoгo рaньшe срoкa. Мoжeт быть, у китaйцeв кaкoe-тo oсoбoe oтнoшeниe к тoрмoжeнию, пoэтoму им xoчeтся, чтoбы и стoп-сигнaлы срaбaтывaли мгнoвeннo. Xoтя в глубинe души я увeрeн, чтo увлeчeниe зaднeй свeтoдиoднoй oптикoй имeeт тe жe кoрни, чтo и увлeчeниe элeктрoнными прибoркaми: дaжe вeдрo свeтoдиoдoв у сeбя нa рoдинe стoит кoпeйки, a eсли иx упaкoвaть в нeрaзбoрный фoнaрь, oни нaчинaют стoить сoтни юaнeй (и тысячи рублeй, чтo бoлee вaжнo). И этo ужe слишкoм выгoднo, чтoбы думaть o рaциoнaльнoсти с тoчки зрeния влaдeльцa aвтoмoбиля в случae нeoбxoдимoсти зaмeны этoй oптики.
A тeпeрь прeдстaвим, чтo вдруг пeрeстaлa гoрeть фaрa нa кaкoй-нибудь Skoda Octavia A7. Лaмпoчкa пeрeгoрeлa? Xoрoшo, eсли тaк, пoтoму чтo сгoрeть мoжeт eщё и блoк кoмфoртa (oн жe – ВСМ). Стрeмлeниe прoизвoдитeлeй к нaвeшивaнию блoкoв нa CAN-шину пoнять мoжнo. Вo-пeрвыx, этo избaвляeт oт нeoбxoдимoсти в килoмeтрax лишнeй прoвoдки, вo-втoрыx, мoжeт упрoстить диaгнoстику, в-трeтьиx, пoзвoляeт нeдoрoгo рaзнooбрaзить кoмплeктaции. Ну и в-чeтвёртыx, этo дaёт вoзмoжнoсть нeвoзбрaннo клянчить дeньги потребителей и за диагностику, и за комплектации. Всем хорошо, кроме владельца самой Октавии, оригинальный новый блок комфорта на которую сейчас стоит 35-40 тысяч рублей. Но это не повод для грусти, потому что новый оригинальный блок комфорта на BMW 3 серии в далеко не новом кузове E90 тянет на сумму до двух миллионов (!) рублей.
Škoda Octavia
BMW 3 Series (E90)Не просто стекло
Обогрев лобового стекла – далеко не новинка. Но теперь на этом стекле почти всегда установлены датчики дождя и света, и при замене наличие этих систем становится минусом, потому что с самым дешёвым и немного кривым стеклом всё это добро может работать неадекватно. А менять его в любом случае когда-то становится необходимо: со временем оно затирается и покрывается сколами, а если поймать камешек на трассе, то менять его приходится до обидного неожиданно.
Совершенно очевидно, что стекло с обогревом и кучей датчиков стоит дороже, чем без него. Понятно, что оригинальное стекло с подогревом, например, на Chery Tiggo 4 за 40 тысяч покупать захочет не каждый, потому что есть аналоги за 7-10 тысяч. Но как потом с этими аналогами будут работать автоматические режимы работы дворников и света – большой вопрос. И сколько протянет его обогрев – тоже. Хотя, само собой, стекло за 40 тысяч – это пустяки. На Mercedes S-класса в кузове W222 оригинальный «лобаш» потянет на 200-210 тысяч рублей, ну а за бронированное стекло некоторые интернет-магазины просят ровно миллион. А датчик дождя и света на стекло W222 стоит всего 10-12 тысяч рублей – в общем, опция, конечно, приятная, но иногда хотелось бы, чтобы её не было.
Chery Tiggo 4
1 / 2
Mercedes-Benz S 350 d 4MATIC (W222)
2 / 2
То же самое можно сказать и о зеркалах заднего вида. Старое доброе зеркало нашего ВАЗ-2106 – кусок железа с зеркальным элементом. Конечно, дорогим оно не было. Но потом в зеркалах появился электропривод регулировки, затем – подогрев, а сейчас ещё и камеры кругового обзора, и датчики слепых зон. А, например, одна камера в зеркале актуального поколения Volkswagen Tiguan стоит 9-10 тысяч рублей. Стоит ли удивляться, что за бэушное зеркало в сборе (вместе с корпусом, всей начинкой и зеркальным элементом) на Volkswagen Touareg некоторые продавцы просят 100 тысяч? Новое сложно найти даже за 200. Хотя если очень постараться, можно найти и дешевле, но срок поставки не порадует однозначно.
Volkswagen Tiguan
1 / 2
Volkswagen Touareg
2 / 2
Ну а теперь вспомним про блок комфорта, о котором говорили чуть выше. Увы, все эти подогревы тоже могут выйти из строя и по причине его поломки. Сюрприз!
Углубляться в поломки доводчиков дверей всех типов не будем: слишком долгим может быть рассказ, а всё основное уже сказано. Напомним лишь, что при покупке машины на вторичном рынке работу этих доводчиков проверять необходимо в обязательном порядке: иногда их ремонт может ударить по карману. Особенно если речь идёт про старые вакуумные доводчики пожилого премиума. Давайте лучше перейдём к следующему интересному кузовному элементу – бамперу.
Ford Kuga
В бампере, как и в зеркалах, появилась куча начинки. Если раньше в переднем бампере можно было найти от силы датчики парктроника, которые по карману каждому, то теперь в нём электроники намного больше. Например, датчики адаптивного круиза, которые иногда не совсем верно называют дистрониками (дистроник – это не только датчик-радар, а вся система, включающая себя и радар, и блок управления). Само собой, в случае не очень удачного ДТП менять придётся и его, а даже на не самый премиальный Volkswagen Touareg стоимость одного оригинального датчика достигает 170 тысяч. Впрочем, нагнетать не буду: пока ещё его можно найти тысяч за 70-100, а на разборке – и того дешевле. Правда, покупать его с разборки несколько рискованно.
Volkswagen Tiguan eHybrid R-Line
Решётка радиатора тоже перестала быть куском пластика, который в зависимости от комплектации могли сделать хромированным. Сейчас в ней очень часто спрятана камера переднего вида, которую в ДТП тоже не так сложно угробить. Ради интереса посмотрим, сколько она стоит, например, на BMW 5-Series (F10). В общем-то, не так дорого: неоригинальной её можно найти и за 30 тысяч. А вот новую оригинальную с ожиданием в несколько недель – тысяч за 60-70. И уж если вспомнили про эту машину, то ради интереса приценимся к пластику одной «ноздри» (да, это не опция, но очень любопытно). Всего 15 тысяч! Жить можно. Но не стоит забывать, что даже на немолодых дорестайлинговых «пятёрках» F10 за «ноздрями» уже ставили ещё и активные жалюзи радиатора. А это в случае ДТП ещё тысяч 30 за деталь с разборки. В результате все эти современные опции в виде системы активного круиз-контроля, камер переднего вида и мониторинга слепых зон сделали легкий фронтальный удар весьма дорогим событием, которое при неблагоприятном раскладе может потянуть тысяч на 250-300, даже если менять придётся только бампер и решетку со всей их современной начинкой.
BMW 5 Series (F10)Есть, где разгуляться
Само собой, самое щедрое на не всегда нужные, но дорогие технические решения – это моторы и трансмиссия. Не будем придираться к самым простым типам автоматов с их неизбежными слабыми местами в виде сцеплений у роботов и ремней у вариаторов – это пустяки. Не пустяк – это двухмассовый маховик, без которого сейчас уже почти не обходится самая простая версия почти любой машины с механической коробкой передач (а с роботом – тем более). Старый чугунный маховик с демпфером крутильных колебаний в ведомом диске сцепления был намного надёжнее и в несколько раз дешевле. Но нет! Даунсайзинг, вибрации, экология, комфорт – всё это стало причиной появления маховика, за замену которого сейчас можно выложить больше ста тысяч рублей. А если повезёт, то и значительно больше, потому что, например, на Audi Q5 стоимость оригинального маховика может доходить до 360 тысяч рублей. Это уже даже не грабёж, а бандитизм со взломом. Хорошо, что есть аналоги, и, например, маховик Valeo на эту машину можно урвать за несчастные 130-150 тысяч. Впрочем, двухмассовые маховики появились уже давно, давайте лучше смотреть, чем обрадуют новые технологии. Например, модные гибридные и электрические.
Как ни странно, высоковольтную батарею на Nissan Leaf в хорошем состоянии даже сейчас можно купить тысяч за 500-700, а за новую батарею на гибридную Toyota Prius просят вовсе не более 200 тысяч. С этим жить можно. Но ведь сейчас появилось множество других «электричек» и гибридов, как обстоят дела с ними? Если откровенно, найти в продаже на недавно появившиеся «электрички» и гибриды новые тяговые электромоторы или батареи очень сложно. Но некоторый порядок цен на эту роскошь выяснить всё-таки можно.
Nissan Leaf
1 / 2
Toyota Prius
2 / 2
Допустим, мы напоролись брюхом вашего Lixiang L7 на камень и вспороли им батарею. Если удастся выжить в пожаре, придётся покупать новый аккумулятор. За него просят 800 тысяч рублей (само собой, неофициально – дилер никаких цен в открытом доступе не предоставляет). И это совсем немного, потому что батарея на Mercedes-Benz S 400 Hybrid обойдётся как минимум в 1,8 миллиона. Это даже дороже, чем электромотор в сборе с редуктором и блоком управления для Evolute I-Joy (за него просят около 1,5 миллионов). Хотя самая дорогая батарея из найденных нами оказалась в Voyah Free: единственное предложение подкосило ценой в 2,47 миллиона рублей.
Li L7
1 / 4
Mercedes-Benz S 400 Hybrid (W221)
2 / 4
Evolute i-JOY
3 / 4
Voyah Free
4 / 4
* * *
Глупо отрицать, что внедрение большого количества электроники делает машину удобнее и безопаснее. И важно отметить, что появление некоторых действительно полезных систем не слишком снижает общую надёжность машины. Например, система курсовой стабилизации не настолько усложняет ABS, чтобы как-то снизить её ресурс. В этом случае всё новое – это однозначный плюс. А вот что касается выдвижных ручек или камер, которые рисуют прозрачный капот на экране мультимедийной установки, то тут что-то утверждать однозначно пока рано. Вроде бы эти самые ручки, которые массово у нас появились на китайских автомобилях только этой зимой, в целом морозы переживают успешнее, чем многочисленные экраны этих машин или даже их бензонасосы, которые иногда почему-то переставали работать в сильный холод.
Jetour Dashing
Вместе с тем этим бензонасосам уже десятки лет, и считать их сложными технологическими новинками нельзя. Так что не всегда источником дополнительных трат или неприятностей может быть какая-то невиданная раньше «плюшка». Увы, иногда что-то где-то просто неудачно сделано. Хотя бывает и обратная ситуация, когда что-то сделано слишком хорошо, чтобы быть доступным. Например, карбон-керамические тормоза на Porsche 991 GT3 RS, один тормозной диск которого стоит 2,45 миллиона рублей. Но это уже другая история, а мы пока понаблюдаем, как себя покажет модная нынче электроника в будущем и какие ещё странные и нелепо дорогие технические решения появятся в ближайшее время.
Porsche 911 GT3 (991)