У шин для крoссoвeрoв и внeдoрoжникoв индeкс нaгрузки, кaк прaвилo, вышe: эти мaшины тяжeлee, и у лeгкoвыx шин мoгут вoзникнуть прoблeмы. Oчeвиднaя – этo рaбoтa шины нa грaни свoиx вoзмoжнoстeй пo нaгрузкe, нe нaстoлькo oчeвиднaя – снижeниe упрaвляeмoсти, кoтoрaя будeт oгрaничeнa слишкoм мягкoй бoкoвинoй. Причинa прoстaя: в пoвoрoтax тяжёлый крoссoвeр будeт сильнee дeфoрмирoвaть шину с мягкoй бoкoвинoй при пoпeрeчныx нaгрузкax. Кaк-тo испрaвить эту ситуaцию пoмoжeт пoвышeннoe дaвлeниe, нo этo нe лучшee рeшeниe: чeм сильнee шинa нaкaчaнa, тeм oнa жёстчe. A этo привoдит нe тoлькo к снижeнию кoмфoртa, нo и к пoвышeннoй нaгрузкe нa нeкoтoрыe дeтaли пoдвeсoк (ступицы и ступичныe пoдшипники, aмoртизaтoры, стoйки стaбилизaтoрa, шaрoвыe oпoры). Лучшee рeшeниe – этo всё-тaки испoльзoвaть прaвильную шину для крoссoвeрa, a нe прoстo тo, чтo пoдxoдит пo рaзмeру.
Тaк кaк крoссoвeры сoздaны для тoгo, чтoбы eздить пo нe всeгдa xoрoшим дoрoгaм, нo с комфортом и управляемостью легкового автомобиля, то при разработке шины всегда важно найти компромисс: чем выше грузоподъёмность шины, тем она менее эластичная. С другой стороны, как мы и говорили выше, слишком эластичная шина не только вряд ли обеспечит нужную грузоподъёмность, но и не даст активно рулить. Поэтому конструкторам шин приходится искать способы сделать шину одновременно мягче и прочнее, а это очень сложно. Но зато в итоге рождаются интересные решения. Например, в зимних шинах для кроссоверов Viatti используются технологии VRF (variable rigidity of the framework) и VSS (variable sidewall stiffness), которые обеспечивают переменную жёсткость боковины. С одной стороны, это повышает комфорт, потому что помогает шине поглощать удары при преодолении неровностей, а с другой – позволяет проходить скоростные повороты практически, как на легковушке, потому что машину меньше уводит из-за деформации при боковой нагрузке.
Итак, с индексом нагрузки разобрались. Какой ещё параметр надо проверить? Конечно же, индекс скорости. Он указан на шине латинской буквой. Чаще всего встречаются S, T, U, H, но на самом деле их намного больше. Напомним, что они обозначают максимальную скорость, на которую рассчитана шина (например, S – до 180 км/ч, T – до 190, U – до 200, H – до 210 и т.д.). Кажется, что чем индекс скорости выше – тем лучше. И с одной стороны, это действительно так. Но на практике нужно помнить, что этот параметр влияет и на стоимость шины. Так что переплачивать за возможность гнать на компактном 115-сильном кроссовере со скоростью за 200 км/ч – явно избыточно. Тем более что производители шин обычно не запрещают немного превышать скоростной порог, потому что он указывает не ту скорость, после которой шина может разрушиться, а ту, при которой сохраняется возможность ехать комфортно. Кратковременно превысить указанный порог можно, хотя и очень нежелательно. Впрочем, превышать его всё равно негде: такие скорости запрещены на любых дорогах общего пользования.
Для кроссоверов вполне подходят шины с индексом скорости Т: на них можно ездить на скорости до 190 км/ч, чего с запасом хватает для всех разрешенных условий движения. Особенно – на кроссовере. При этом не придётся переплачивать за гипотетическую возможность ездить ещё быстрее.
Миллиметры и проценты
Обычно производитель автомобиля даёт хотя бы небольшой диапазон выбора типоразмера подходящих шин. Например, на машину можно поставить шины 265/60 R18 или 265/55 R18. Что лучше выбрать для кроссовера?
Сначала вспомним, что означают такое эти самые 60 и 55 в маркировке шины. Эти числа обозначают высоту профиля в процентах от ширины. Это не миллиметры и не абсолютная величина. То есть, при разной ширине шины высота профиля с одинаковым числом будет разной. Например, при ширине в 265 мм при высоте 60% в миллиметрах она будет равна 159 мм (60% от 265), а в случае шины 285/60 – 171 мм (60% от 285), хотя высота указана одна – 60. Что лучше выбрать?
Тут лучше ориентироваться на собственные приоритеты. Если производитель автомобиля допускает возможность эксплуатации шин с разным профилем, нужно подумать, где эта эксплуатация будет проходить чаще. Если по трассам – можно выбрать более низкий профиль, а для езды за городом лучше взять шины повыше. Нужно лишь помнить два нюанса.
Первый касается тех самых процентов. Иногда диаметр шины с более низким профилем и большим диаметром посадочной части покрышки, который обозначается числом после буквы R, оказывается меньше, чем диаметр высокопрофильной шины с меньшим диаметром посадочной части. Проще говоря, не всегда шины с маркировкой R20 оказываются больше, чем колёса R19, ведь многое зависит от высоты профиля. Поэтому, если хочется колёса побольше, нужно посчитать общий диаметр по формуле «диаметр посадочной части плюс высота профиля в миллиметрах, умноженная на два». Правда, речь будет идти о разнице в сущие миллиметры, потому что производители автомобилей не предусматривают возможность установки колёс с большой разницей в диаметре.
Второе – это особенности, которыми обладают большие шины. Как правило, чем шире шина и больше её диаметр, тем выше у неё индекс нагрузки. Но при этом широкие шины очень не любят колею. Если машина редко эксплуатируется с полной загрузкой, но при этом приходится часто ездить по асфальтированным дорогам с сильной колейностью, не надо гнаться за слишком широкими шинами – счастья они не принесут, а платить за них обычно приходится больше.
Передний или полный?
Как известно, привод у кроссоверов может быть полным или только на одну ось (чаще – переднюю). Влияет ли тип привода на выбор между шипованными и фрикционными шинами? Нет.
Выбор между шиповкой и липучкой больше зависит от условий эксплуатации и личных предпочтений. Если машина чаще ездит зимой по очищенным дорогам (то есть, асфальту), лучше выбрать фрикционные шины: они не только тише, но и хорошо ведут себя на скользком асфальте. Конструкторы постоянно придумывают что-то новое, чтобы шины без шипов позволяли ездить уверенно по любому покрытию. Разумеется, очень многое зависит от состава резиновой смеси, но у фрикционных шин есть и другие особенности, которые направлены на улучшение управляемости. Например, в Viatti Bosco S/T используется особенный рисунок протектора, снабжённого жёстким центральным ребром и усиленными продольными рядами шашек. А для того чтобы эта шина хорошо вела себя и в глубоком снегу, предусмотрены специальные углубления в плечевых шашках. При этом за счёт пересечения широких продольных и поперечных канавок по всей площади протектора существенно снижена вероятность аквапланирования. С учётом меньшей, чем у шипованных шин, шумности на асфальте такие шины будут особенно хороши в городе и в сравнительно тёплом климате. Хотя и снега на них бояться не надо: всё-таки это зимние шины, и снег для них – это тоже вполне нормально.
Шипованные шины больше подойдут тем, кто вынужден ездить по льду и глубокому снегу, а расчищенные дороги зимой воспринимает как редкий подарок судьбы. По сути, единственный недостаток шипованных шин – это их шумность. Например, шиповка Viatti Bosco Nordico создана с применением практически все тех же технологий, направленных на сопротивление аквапланированию и слашплэнингу, как и Viatti Bosco S/T, но при этом отличается асимметричным рисунком протектора, который снижает уровень шума. С этой же целью шипы в ней разнесены друг от друга.
Конечно, если выбор полноприводного кроссовера был продиктован именно тем, что ездить приходится по сложным дорогам, которые зимой никто не чистит от снега, или ему придется круглый год возить владельца куда-то на загородную дачу, есть смысл присмотреться к шиповкам. А если моноприводный кроссовер был куплен для эксплуатации преимущественно в крупном городе и из-за любви к высокой посадке и неплохой геометрической проходимости, вполне можно выбрать и фрикционные шины.
Что ещё?
Конечно, не всем хочется разбираться в технологиях, миллиметрах, процентах и остальных скучных диаметрах и протекторах. В этом случае можно поступить проще: подобрать зимние шины по модели или размеру прямо на сайте производителя. В этом случае ошибка исключена, и кроссоверу не придётся бегать зимой в неподходящей обуви, предназначенной для лёгкой машинки. Так что это вопрос не только удобства, но и безопасности. А последнее на дороге особенно важно.