Eщё oдин спoсoб – пoпрoбoвaть прoсунуть в щeль мeжду слoмaнным ключoм и внутрeннeй стeнкoй личинки зaмкa тoнeнькoe лeзвиe oт ручнoгo (нe элeктричeскoгo!) лoбзикa тaким oбрaзoм, чтoбы eгo зубчики были нaпрaвлeны прoтив движeния oблoмкa. Пoтoм пoтянуть лeзвиe нa сeбя и тaким oбрaзoм вытaщить oблoмoк. Этoт спoсoб пoдoйдёт oблaдaтeлям дaлeкo нe нoвыx мaшин, у кoтoрыx личинкa зaмкa изнoшeнa ужe нaстoлькo сильнo, чтo вмeстe с ключoм в нeё мoжнo зaпиxнуть eщё и кусoк лeзвия oт лoбзикa. Нa нoвыx мaшинax тaкoe срaбoтaeт вряд ли.
Чaстo мoжнo встрeтить сoвeт испoльзoвaть кaплю «жидкoй свaрки». Мoл, тaким спoсoбoм мoжнo приклeить oтлoмившeeся жaлo и вытaщить eгo из зaмкa. Нa сaмoм дeлe этo лишь услoвнo рaбoчий спoсoб, пoтoму чтo нa прaктикe «жидкoй свaркoй» чaщe зaливaют внутрeннoсти зaмкa, a этo привoдит к нeoбxoдимoсти eгo зaмeны или oчeнь дoлгoй и нуднoй чистки. Поэтому если не получается вытащить обломок путём долгого и неспешного его ковыряния проволочками, иголочками или другими тоненькими железками, придётся снимать замок. И вот тут проблем может стать больше.
Фото: locksmithrockvillemd.com
Первая – это срывные болты, которыми часто крепят замок. Принцип их действия таков, что в процессе закручивания при определённом моменте затяжки у них срываются головки. Это сделано с целью затруднить жизнь угонщикам, потому что быстро вывернуть болты без головок и замкнуть для пуска двигателя провода напрямую достаточно сложно. Разумеется, нелегко это сделать и честному владельцу, у которого возникнет необходимость снять замок с собственной машины. Но выход есть, причём их минимум два.
Первый – слегка накернить болт с краю сорванной шляпки под углом против вращения и лёгким постукиванием по кернеру выкрутить его с законного места. Срывные болты не имеют привычки закисать, поэтому часто такой фокус удаётся сравнительно легко. Угонщикам – в том числе. Вместо кернера можно попробовать использовать маленькое зубило или острую отвёртку из твёрдого металла.
Второй способ сложнее, и к нему придётся обратиться в том случае, если кернером выкрутить болт не получается. Придётся немного его засверлить и воспользоваться экстрактором – то есть, поступить приблизительно так же, как с обломившейся свечой зажигания. Тут, в общем-то, объяснять нечего.
Фото: Kolesa.ru
Вторая возможная неприятность – это фиксатор личинки, который иногда не даёт вытащить её из корпуса замка без некоторых танцев с бубном. Точнее, с острым шилом или чем-то ещё, чем можно надавить на фиксатор. Причём иногда фиксатор можно сдвинуть только в том случае, если в личинке нет ключа, а это явно не наш случай. Поэтому прежде чем разбирать замок, лучше изучить его конструкцию и выяснить, есть ли смысл мучиться с этим замком или лучше сразу сдаться профессионалам.
Допустим, удалось снять замок и личинку с обломком ключа. Что делать дальше? А дальше надо выбрать один из вариантов действий, который больше приходится по душе.
Первый – махнуть на всё рукой и купить новую личинку или весь замок в сборе. Это не самое дорогое решение вопроса, хотя тут всё зависит от автомобиля. Например, на Kia Rio или Hyundai Solaris замок в сборе можно приобрести за сумму от двух до шести тысяч рублей, а вот на Land Rover Range Rover 4 поколения он обойдётся минимум в 120 тысяч. Дорого? Тогда есть смысл поехать в сервис, потому что надо помнить, что замена замка зажигания повлечёт за собой необходимость менять личинки замков во всех дверях (чтобы не таскать с собой два разных ключа), а это будет стоить ещё дороже: покупать придётся весь комплект, состоящий из замка зажигания (или его личинки), личинок замков всех дверей и комплекта новых ключей. Новые ключи, кстати, ещё нужно будет прописывать, а это стоит ещё дороже.
Фото: Михаил Баландин
В сервисе могут предложить несколько выходов из положения. Первый – это аккуратно разобрать замок и извлечь обломок. Возьмутся за это не везде, какого-то объективного уровня цен на эту работу тоже нет, но это, пожалуй, лучший вариант. Вот только что делать, если ключ был один? Часто предлагают восстановить ключ по обломку, и это не очень дорого. Но если это невозможно, то есть и такая услуга, как изготовление ключа по замку. Неплохой вариант, если ключ был единственным и электронным, а сломалось у него только жало. Искать и прописывать новый ключ часто получается слишком дорого и сложно, и иногда проще не пожалеть денег и сделать новый ключ по замку и переставить в него электронную начинку от сломанного ключа.
Ну и, наконец, третий выход, который отлично укладывается в принцип «любая поломка – повод для тюнинга». Можно убрать замок вовсе и поставить вместо него кнопку пуска двигателя. Такие кнопки сейчас продаются на многих сайтах (в частности, на очень известном китайском, где всё за копейки), и принцип их установки и работы прост. Главное – не забыть поставить электронную метку, без которой угнать машину будет совсем просто. От профессионального угонщика иммобилайзер не спасёт, но как-то спокойнее, когда хотя бы какая-то защита установлена. Эти кнопки, если их правильно присоединить вместо замка, действуют на машину почти так же, как поворот ключа: одно нажатие – АСС, второе – зажигание, третье, совместное с нажатием на педаль тормоза, – включение стартера. Такая кнопка вполне имеет право на жизнь вместо сломанного замка зажигания.
Фото: Светлана ПарфёноваИ ещё немного
Было бы неправильно промолчать о некоторых важных деталях, которые могут помочь выйти из положения с обломком ключа в замке с минимальными потерями.
Существует несколько правил, минимизирующих попадание в такую ситуацию вовсе. Если жало ключа уже сильно изношено, желательно заблаговременно сделать дубликат и пользоваться им, оставив оригинальный ключ про запас. Ну или использовать второй ключ из комплекта, если он есть.
Не надо вешать ключ от автомобиля в общую связку ключей и вставлять весь этот килограмм металла в замок зажигания. Тяжёлая связка увеличивает нагрузку не только на ключ, но и на замок зажигания, менять который тоже не очень приятно.
Фото: Светлана Парфёнова
Замки дверей должны работать легко – без заедания. Если чувствуете, что ключ поворачивается туго, надо не доламывать его в личинке замка, а приводить в порядок сам замок. То есть, хотя бы смазать. Подойдёт любая влагостойкая консистентная смазка, даже литол-24, хотя, конечно, для замков дверей лучше использовать литиевую или тефлоновую смазку.
Если неприятность уже произошла, а мотор в этот момент работал, не надо паниковать и пытаться его сразу заглушить отвёрткой в замке зажигания. Лучше спокойно доехать до дома или до проверенного сервиса, где вам готовы помочь. И уже там глушить мотор. Помните: заглушить мотор проще, чем запустить его с обломком ключа в замке зажигания. Чтобы мотор заглох, на машине с механической коробкой достаточно включить высшую передачу, нажать на тормоз и бросить сцепление, а вот на автомобиле с АКП придётся повозиться: можно снять со свечей провода (рискуя получить неприятный удар током), можно снять разъёмы с индивидуальных катушек зажигания (если они есть), и это будет безопаснее. Технически одарённые личности могут попытаться выдернуть реле бензонасоса, а если есть сигнализация, можно попытаться поставить машину на охрану: часто она при этом блокирует бензонасос, и мотор после этого глохнет. На дизельной машине с АКП всё чуточку сложнее: придётся перекрывать ей воздух, другого простого способа не существует. И, конечно же, после того, как машина заглушена, надо не забыть скинуть клемму в АКБ: после всех этих способов остановки мотора зажигание всё равно останется включенным, а это разрядит аккумулятор очень быстро.
И последнее: в очень многих ситуациях очень выручает наличие второго ключа. Особенно если ключ сломался в замке двери, а не в зажигании. С ключа гораздо проще сделать копию, чем с обломка или по замку, и даже если в нём нет метки иммобилайзера, какое-то время можно поездить с ним, для чего придётся в замок вставлять дубликат, а остатки сломанного ключа с электронной меткой просто подносить к замку, выключая тем самым иммобилайзер.