Нa пeрвыx пoрax вoзник дeфицит, чтo стaлo чeтвeртым кaтaлизaтoрoм скaчкa и причинoй вoзникнoвeния зaпрeдeльныx цeн. Этo oбъяснимo: зaпaсы дeтaлeй нaчaли быстрo тaять, сущeствoвaвшиe кaнaлы пoстaвoк были рaзрушeны, a нoвыe в стoль кoрoткиe срoки сoздaть нe успeли. В рeзультaтe пoвышeнный спрoс, и зaмкнутый цикл пoддeржaния пeрмaнeнтнoй дoрoгoвизны. Рaзoрвaть eгo пoмoглo вoсстaнoвлeниe ввoзa aвтoкoмпoнeнтoв в стрaну. Лeтoм цeны пoшли вниз, пo нeкoтoрым позициям даже весьма существенно.
Неприятным исключением из общего тренда стали запчасти для вазовских машин. Подешевели только некоторые позиции, другие же наоборот заметно подорожали. Причем владельцам Лад было от чего загрустить еще до кризиса этого года. Так, оригинальное моторное масло за два последних года подскочило в цене примерно вдвое. А ведь оно отечественное! По крайней мере, формально.
Не исключено, что аппетит продавцов подогревает тот факт, что Лада медленно, но верно идет к монополизму на рынке. Если в прежнее время доля марки немного превышала 20%, то сейчас выросла вдвое. Владельцев становится больше, и деваться им некуда.
Много кричали о грядущем тотальном дефиците запчастей. Однако нехватка проявилась кратковременно. Раз есть спрос, то будет и предложение. Торгующих автокомпонентами компаний тысячи, так что же, всем им сдаться и перестать существовать? Нашлись альтернативные способы поставок, другие страны и бренды. Мало того, поставщики продолжают плодиться, появляются частные каналы, фирмы и фирмочки из «дружественных стран».
Конечно, изобилие несколько не то, к которому многие привыкли. Многие позиции вместо наличия или доставки за пару-тройку дней теперь нужно ждать от недели до месяца-полутора. Но их всё равно привезут. Научились выкручиваться и небольшие фирмы, и официальные дилеры. Их представители в приватных беседах подтверждают: поставки идут. Дольше, с перебоями – но идут. Поэтому бояться, что машину станет решительно нечем починить, пока рано.
Если рассматривать ситуацию в рамках последних девяти месяцев, то цены, можно сказать, радуют. Они идут вниз. Продавцы запчастей констатируют: порой у поставщиков появляются партии даже дешевле среднего на сегодня ценового уровня. Обычно их быстро разбирают, и такой всплеск проходит незамеченным для рынка. Но если объем товара большой, дешевизна заставляет снизить цены других игроков рынка. Так что пока для покупателей всё гораздо позитивнее, чем весной и в первой половине лета.
Взгляните на таблицы. Из деталей для иномарок относительно майских цен снижение по подавляющему большинству деталей. Существенно подешевели запчасти и расходники для Kia Rio, Ford Focus, Toyota Camry. Volkswagen Tiguan выбивается из общей картины, хотя и по нему есть позиции, ставшие доступнее. Откатились к адекватному уровню цены на некоторые сорта масел.
Шины даже на пике подорожали сравнительно несильно, уж точно не в разы. И сейчас отдельные модели предлагаются по ценам даже не весенним, а прошлой зимы! С «резиной», правда, ситуация в России специфическая. Шин скопились огромные запасы – более чем на год при стандартном темпе потребления. Однако при существенном падении авторынка складов хватит года на два, если не больше. Поэтому нет и смысла ломить цены: покупатели перейдут к конкурентам или отложат покупку.
***
Разумеется, наше исследование охватывает лишь каплю в море запчастей. Владельцы других моделей могут столкнуться со спецификой своих брендов и регионов. Но тренд наша выборка показывает: рынок автокомпонентов жив, стабилизируется и демонстрирует снижение общего уровня цен. Но расслабляться рано. Что будет, когда запасы тех же шин раскупят, а кое-кто из производителей окончательно покинет Россию, всем понятно. Негативным трендом для рынка может стать рост курсов доллара и евро к рублю. За последнее время коррекция уже составила почти 10 рублей, так что скоро цены могут снова поползти вверх.