Прoизвoдствo Фoльксвaгeнoв зaвoд oсвoил тoлькo в 1954 гoду, пeрвым нa кoнвeйeр встaл лeгeндaрный Beetle. В 1970 гoду зaвoд пeрeшёл пoд кoнтрoль Volkswagen AG, в 2007 гoду был пeрeдaн Audi. Пoслeднюю мaсштaбную рeкoнструкцию зaвoд пeрeжил в 2016-2018 гoдax — тoгдa eгo гoтoвили к прoизвoдству пeрвoгo элeктричeскoгo крoссoвeрa Audi пo имeни e-tron. Пoслe рeстaйлингa 2022 гoдa Audi e-tron был пeрeимeнoвaн в Audi Q8 e-tron, a eгo купeoбрaзнaя вeрсия, пoпoлнившaя гaмму в 2020 гoду, — в Audi Q8 Sportback e-tron.
При мoщнoсти в 120 000 мaшин в гoд зaвoд после последней реконструкции хронически недозагружен, так как спрос на дорогие электрические кроссоверы Audi оказался ниже ожидаемого. Лучшим годом для завода в новейшей истории стал 2022-й: тогда он, по данным журнала Electrive, произвёл 47 900 кроссоверов, в 2023-м — только 37 400.
Производство Audi Q8 e-tron и Audi Q8 Sportback e-tron на заводе Audi Brussels
1 / 6
Производство Audi Q8 e-tron и Audi Q8 Sportback e-tron на заводе Audi Brussels
2 / 6
Производство Audi Q8 e-tron и Audi Q8 Sportback e-tron на заводе Audi Brussels
3 / 6
Производство Audi Q8 e-tron и Audi Q8 Sportback e-tron на заводе Audi Brussels
4 / 6
Производство Audi Q8 e-tron и Audi Q8 Sportback e-tron на заводе Audi Brussels
5 / 6
Производство Audi Q8 e-tron и Audi Q8 Sportback e-tron на заводе Audi Brussels
6 / 6
По данным аналитического агентства JATO Dynamics, продажи Audi Q8 e-tron в Европе с января по август 2024 года составили 8829 шт. (-25% по сравнению с АППГ), продажи Audi Q8 Sportback e-tron — 4193 шт. (-35%). В США кроссовер Q8 e-tron, по данным самой компании Audi, за первые три квартала текущего года разошёлся тиражом 4771 шт. (-9%), Q8 Sportback e-tron — 1594 шт. (-20%).
Минувшим летом стало известно о том, что Audi готовится расстаться с брюссельским заводом, но тогда приоритетным был план продажи, а не закрытия. Ходили слухи, что этот завод может купить китайская компания Nio для локализации своих электромобилей в Европе, но основатель и гендиректор Nio Уильям Ли назвал такого сорта спекуляции абсурдными — мол, если Audi не может позволить себе содержать этот завод, то с чего вы взяли, что Nio может?
На этой неделе Bloomberg со ссылкой на Герда Валькера, члена совета директоров Audi AG, отвечающего за производство и логистику, сообщил, что компания провела переговоры с 26 потенциальными покупателями и инвесторами, которые могли бы спасти брюссельский завод, но все предложения оказались нежизнеспособными. Самостоятельно Audi и концерн Volkswagen загрузить этот завод не могут, так как у Volkswagen и так переизбыток производственных мощностей в Европе, концерн готовится к очень болезненному закрытию части заводов в Германии. Также Volkswagen будет вынужден закрыть часть заводов в Китае, где разработанные в Европе электромобили оказались просто неконкурентоспособными.
Шансов выжить у брюссельского завода Audi практически не осталось, поскольку у него есть и не связанные напрямую с концерном Volkswagen проблемы, а именно плохое расположение: завод зажат между огромным железнодорожным узлом и жилыми городскими кварталами, что делает невозможным его расширение. На заводе нет своего кузнечного цеха, вся штамповка приходит с других заводов, то есть затраты на логистику крупных комплектующих увеличивают себестоимость автомобилей.