Утрoм слeдующeгo дня прeдстaвитeли aссoциaции выстaвили Oрднoффу ультимaтум: или прeдoстaвить бoлид для прoвeрки, нe прикaсaясь к нeму, или убрaться вoсвoяси и бoльшe никoгдa нe пoявляться нa oфициaльныx мeрoприятияx NHRA. Нeизвeстнo, нa чтo нaдeялись члeны Ordnoff Racing, нo свoй Pontiac Firebird oни всe жe oтдaли в руки тexкoмoв. Всe фaкты примeнeния зaкиси aзoтa были нaлицo, нaчинaя с дoпoлнитeльныx шлaнгoв и зaкaнчивaя рeзультaтaми xимичeскoй экспeртизы. A прoкoлoлись «изoбрeтaтeли» нa тoм, чтo бaллoн был спрятaн внутри бaкa систeмы смaзки с суxим кaртeрoм, и кoгдa мaслo кaк слeдуeт рaзoгрeлoсь, oбмaн oбнaружился сaмым oчeвидным из всex вoзмoжныx oбрaзoм.
Фoтo: flickr.com
Сeгoдня мaлo ктo вспoмнит, ктo вышeл пoбeдитeлeм в тoт уикeнд, a вoт Экмaн с Oрднoффoм сxлoпoтaли пo $25 000 штрaфa кaждый и oтстрaнeниe нa 2 гoдa oт учaстия в NHRA Winston Drag Racing Series в любoм стaтусe. Пeрeшeптывaния o тoм, чтo тa или инaя кoмaндa бaлуeтся с вeсeлящим гaзoм, были и пoслe, oднaкo числo желающих повторить незавидную участь дуэта из Калифорнии сократилось значительно.
Ракетное топливо
Пожалуй, пальму первенства по количеству громких разбирательств в связи с попытками прошмыгнуть ниже радаров со всякими ухищрениями, по поводу которых буква регламента говорит однозначное «нельзя», удерживает NASCAR. Там было все: от топливной линии, вмещающей почти два десятка литров горючего, и покрашенного серебрянкой деревянного каркаса безопасности до незаконных экспериментов с химсоставом покрышек и запрещенных аэродинамических приемов.
В 2007 году в центре внимания на важнейшем событии чемпионата – Daytona 500 – оказались Майкл Уолтрип и его главный механик Дэвид Хайдер. Сток-кар в образе Toyota Camry был досмотрен самым тщательным образом, и все было в порядке. Проблемы начались, когда проверяющий залез рукой во впускной коллектор, чтобы убедиться, что там нет никаких незакрепленных деталей. Сложно сказать, что именно он там искал, но нашел в итоге на стенках раннеров остатки жидкости, которую никак не смог идентифицировать. Несмотря на уверения со стороны сотрудников компании, что это просто масло, образцы были отправлены в лабораторию, и через день выяснилось, что обнаруженное вещество с большой долей вероятности может иметь отношение к ракетному топливу. Так или иначе в список разрешенных присадок оно точно не входило. Хайдеру и директору команды Бобби Кеннеди выписали штраф размером $100 000, а с Уолтрипа сняли 100 очков, допустив при этом к старту, несмотря на вселенское негодование и критику как со стороны прессы, так и со стороны других участников чемпионата.
Фото: wikimedia.org
1 / 2
Фото: racingnews.co
2 / 2
Один за всех
Для техники, нарезающей круги в Kelly American Challenge, который проводился с 1977 по 1989 год, объем двигателя ограничен не был, зато от него зависела минимально разрешенная масса. Историй про то, как во всевозможных дисциплинах пытались мухлевать с килограммами и фунтами, – десятки, а вот рабочий объем мотора – величина статичная, и нажатием кнопки не получится увеличить его во время гонки. Именно поэтому данный параметр весьма нечасто попадал в сферу интересов всевозможных жуликов от автоспорта. В означенном соревновании предстартовая инспекция проходила просто: после взвешивания замерялся один из цилиндров, полученный результат умножался на их количество и комиссар принимал решение о соответствии машины требованиям. Что может пойти не так?
Kelly American Challenge ’85. Фото: imola.motorsportreg.com
Команда Томми Риггинса ответ на этот вопрос подсмотрела в самой процедуре проверки. Они специально обустроили подкапотное пространство таким образом, чтобы один определенный цилиндр был самым легкодоступным. Он единственный и удовлетворял нормам, а остальные… были больше по объему! Подвох вскрылся на Road Atlanta, когда вставший, видимо, не с той ноги техком решил все-таки подлезть к другому «горшку», после чего не допустил пилота к соревнованию, так как помноженная на 8 цифра не билась со значением в графе «масса». Вот так очередной член клуба нечестных и находчивых увидел вместо клетчатого флага постановление о дисквалификации.
Желтый банан
В середине 60-х в NASCAR страсти сначала разгорелись вокруг двигателя 426 Hemi, который руководство серии сочло недостаточно «стоковым», а после бан прилетел и в адрес чудовищного 427 SOHC «Cammer», развивавшего 650 сил в атмосферном варианте в далеком 1965 году. И если ультимативное оружие Ford Motor Company так никогда и не увидело трасс самой популярной серии Нового света, то юристам Chrysler Corporation удалось-таки убедить шишек, принимающих решения, в законности своего семилитрового V8 с полусферическими камерами сгорания.
Естественно, наследники Генри Форда сочли это плевком в свою сторону и настойчиво попросили команды, находящиеся у них на спонсорстве, остаться дома. И тут же выяснилось, что NASCAR нуждается в представителях Большой тройки ничуть не меньше, чем они в NASCAR, потому что, когда машины с голубым овалом на капоте оставались дома, дома оставались и их поклонники. Деньги теряли все, и людям, заседающим в высоких кабинетах в Дирборне, прозрачно намекнули, что если они вернутся в игру, то чиновники будут не так рьяно досматривать их железо.
Тут-то на сцене и появился Джуниор Джонсон, имевший уже тогда славу талантливого махинатора, постоянно балансирующего на грани допустимого. А немного погодя мир увидел Ford Galaxie ’66, незамедлительно получивший прозвище «Желтый Банан». В те времена автомобили, штурмующие скоростные овалы с развитым бэнкингом, в отличие от их современных аналогов, внешне были практически идентичны своим дорожным версиям, но Джонсон имел свое собственное мнение на сей счет. Желтый хардтоп, который он привез в Атланту, выглядел именно как банан: нос был сильно опущен вниз, корма задрана, а крыша занижена ровно настолько, чтобы шлем Фреда Лоренцена хоть как-то помещался под потолком. Все это было сделано в угоду аэродинамике, равно как и увеличенный угол наклона лобового стекла. Учитывая, что все кузовные панели проверялись при помощи специальных шаблонов, Galaxie ’66 никак не мог быть допущен на старт, но допущен был.
Фото: pinterest.com
1 / 3
Фото: macsmotorcitygarage.com
2 / 3
Фото: pinterest.com
3 / 3
Лоренцен лидировал на протяжении 24 кругов, а на 139-м врезался в отбойник то ли из-за лопнувшей шины, то ли из-за разрушившейся ступицы. Так или иначе, по окончании гонки Джонсону сказали примерно следующее: «Рады были повидаться, возвращайся скорее, но без Желтого Банана».
Фото: macsmotorcitygarage.comПодвижный пол
Сезон Формулы-1 2007 года многим запомнился грандиозным скандалом между Ferrari и McLaren после того, как всплыла информация о том, что директор отдела разработок «конюшни» из Маранелло Найджелл Степни делится секретами с главным инженером британской команды Майком Кофлэном. Промышленный шпионаж по итогам судебных тяжб обошелся McLaren в 100 миллионов долларов, но вместе с этим стали достоянием общественности и некоторые любопытные технические особенности алого болида с индексом F2007.
Фото: autowp.ru
Дело в том, что в соответствии с регламентом ни один элемент кузова, включая пол, не может отклоняться более, чем на 5 мм по вертикали при воздействии нагрузки в 500 Ньютонов снизу вверх. Все тесты F2007 проходила без нареканий, однако хитрое крепление пола, состоящее из нескольких пружин и шарниров, позволяло панели прогибаться при существенно больших нагрузках. Таким образом, у пилота появлялась возможность более агрессивно атаковать поребрики, практически игнорируя шиканы. Помимо этого, на высоких скоростях под воздействием набегающего воздушного потока под днищем пол изменял свое положение, обеспечивая тем самым преимущество в аэродинамике и как следствие – более высокую скорость на прямиках.
Фото: ferrari.com
Кими Райкконен выиграл первый этап чемпионата в Мельбурне, после чего сотрудник McLaren Падди Лоу, прикинувшись дурачком, написал в FIA письмо, в котором поинтересовался, могут ли они применять такую же конструкцию днища, как у Ferrari. Ответ был сколь однозначным, столь и отрицательным. В итоге в своде правил появились необходимые уточнения, но в отношении итальянцев никаких санкций не последовало – ведь фактически они действовали согласно букве закона. Пусть и не совсем по духу этого самого закона.