Ну a eсли мaслo мeняли сaмoстoятeльнo, дa eщё и в пeрвый рaз, тo нужнo пoмнить, чтo срaзу пo урoвню eгo зaлить нeвoзмoжнo. Мaслo нe спoсoбнo срaзу стeкaть в пoддoн, пoэтoму при зaмeнe eгo darkness.in.ua
нужнo зaлить, пoдoждaть xoтя бы минуту, прoвeрить урoвeнь и дoлить дo урoвня. Пoтoм зaпустить мoтoр, дaть eму нeмнoгo пoрaбoтaть, зaглушить, снoвa нeмнoгo пoдoждaть и прoвeрить урoвeнь eщё рaзoк. Впрoчeм, бeз oпытa мaслo чaщe пeрeливaют, чeм нeдoливaют (пo тoй жe причинe: кaжeтся, чтo eгo слишкoм мaлo, пoтoму чтo oнo eщё нe стeклo в пoддoн кaртeрa). A eсли мaслo сильнo пeрeлить, мoжeт выдaвить и сaльники кoлeнвaлa. Eсли oчeнь «пoвeзёт», выдaвит и дaтчик дaвлeния мaслa, и дaжe мaсляный фильтр. И пoслe этoгo мoтoр, кoнeчнo же, тоже начнёт стучать. А по-хорошему, проверять уровень лучше с утра или хотя бы минут через 15 после остановки мотора – так будет точнее. И ещё не стоит забывать, что делать это надо на ровной горизонтальной площадке. На некоторых автомобилях с плоским поддоном и неудобным щупом, на котором ничего толком не видно, это критически важно.
Упущенный после замены уровень – это самая вероятная и приятная причина стука, которую легко как обнаружить, так и устранить. Но иногда случаются и более неприятные вещи. Часто стук после замены масла вызван не столько заменой, сколько промывкой старого и не слишком ухоженного мотора промывочным маслом. Такое обычно бывает с теми, кто по какой-то причине не любит следить за своей машиной, но при этом рискует заливать в мотор какую-нибудь чудесную жижу, которая восстанавливает всю цилиндро-поршневую группу, включая кольца поршней, сами поршни, гильзы цилиндров, вкладыши коленвала и невинность хона. В жизни такого не бывает. Лучшее, что может сделать агрессивная «пятиминутка» со старым мотором, это оторвать от какой-нибудь его загаженной поверхности кусок отложения и отправить его в маслоприёмник или масляный канал ГБЦ. Само собой, это приведёт к падению давления и появлению неприятного стука. А может быть и так, что слой отложений действительно станет тоньше, но вместо утраченной части этого слоя появится зазор, которого быть не должно. И в этом случае что-то тоже может застучать. Одним словом, пользоваться промывками нужно осторожно, и лучше просто почаще менять масло, чем играть в эту русскую рулетку. Причём делать это нужно правильно. Процесс вроде бы простой, но требует аккуратности и точности. При этом есть ещё один важный фактор: старое масло нужно сливать максимально полностью. Бывает, что при самостоятельной замене торопятся, и часть отработки остаётся где-нибудь в поддоне, смешивается с новым маслом и загрязняет его почти сразу после замены. Поэтому соблюдайте простые правила: сливать масло лучше горячим, и явно не в -25 мороза, лёжа на улице под машиной на картонке.
Некоторые небольшие огрехи при замене масла могут вызвать не то чтобы стук, но немного другие недостатки в работе мотора. Например, если залить маслом свечные колодцы, можно заработать пропуски зажигания. И ещё можно попасть струйкой масла на ремень допагрегатов. Стучать, скорее всего, ничего не будет, но срок службы ремня можно заметно сократить. Впрочем, если постараться, можно получить и хруст, и стук. Например, от сходящей с ума обгонной муфты генератора. Для этого надо быть совсем криворуким, но человеческие таланты безграничны.
А если не масло?
Бывает, что в появлении стука виновато не масло, а одна недорогая деталь, которую меняют вместе с маслом и забывают о её существовании – масляный фильтр. А он тоже может заставить мотор ругаться неприятными звуками. Теоретически он так устроен, что в случае его низкой пропускной способности масло через клапан идёт в обход фильтрующего элемента. Это нужно для того, чтобы избежать масляного голодания в случае сильного загрязнения масла или на высоких оборотах, когда требуется очень большое количество масла, и насос качает его в большом количестве. Но на практике встречаются настолько отвратительные поддельные фильтры, в которых этот клапан не работает или его нет совсем. Или он есть, но фильтрующий элемент сделан из туалетной бумаги и картона, которые меньше всего годятся на роль фильтра. Поэтому если в качестве и оригинальности масла сомнений нет, можно попытаться заменить только фильтр. Правда, если его выкрутить, вытечет и масло, так что если вы не хотите менять его повторно, сначала лучше всё-таки его слить, заменить фильтр и залить обратно. Звучит, конечно, не очень красиво, но хорошее масло стоит дорого, так что попробовать можно.
И, конечно же, не забываем о том, что плохой фильтр за 150 рублей может просто развалиться или вылететь из блока, после чего мотор стремительно потеряет всё масло и сообщит об этом радостным стуком. Само собой, не заметить это невозможно хотя бы по уровню масла на щупе.
Так совпало
Люди так устроены, что до последнего не хотят верить в худшее. Если после замены масла что-то застучало, виновато не всегда масло. Вполне вероятно, что мотору пришла пора стучать по естественным причинам – из-за износа. Но свежее масло при этом иногда действительно может стать причиной появления первых шумов. В качестве примера можно напомнить про те же пятиминутные промывочные масла: обычное свежее масло тоже способно отмыть какое-то отложение, которое компенсировало увеличенный зазор между трущимися деталями. Да, застучит после замены, но виновато в этом не масло, а пройденные тысячи километров. Когда-то это должно было случиться и, наконец, произошло. Масло в этом не виновато, это просто печальное совпадение, имеющее объективные предпосылки для своего появления.
Одновременно с этим стоит заметить, что стучать могут не обязательно поршни или коленвал. Стук бывает разным, и не весь он настолько опасный. После замены масла может стучать цепь ГРМ из-за неэффективной работы гидронатяжителя, может трещать фазовращатель, который тоже зависит от качества масла и со временем выходит из строя.
Ну и ещё один момент, который не всегда учитывают, это изменение погоды. Если после замены масла утром стало холоднее, нет ничего странного в том, что мотор стал чуточку «дизелить» сразу после пуска, чего не было до замены. Особенно если мотор имеет к этому склонность от природы (как некоторые немецкие моторы 1,4 TSI или 1,6 MPI) или в системе газораспределения нет гидрокомпенсаторов, а регулировкой зазоров клапанов владелец автомобиля по каким-то причинам брезгует (например, на корейских моторах серии Gamma или фордовских Duratec). Так что если кажется, что мотор стал стучать после замены, стоит обратить внимание и на другие факторы, которые могли измениться: погоду, бензин с новой заправки, фазы Луны и всё прочее.
Разумеется, после правильной замены масла мотор застучать не может. И если это случилось, в первую очередь надо подумать о том, что масло попалось всё-таки «палёное»: стопроцентной гарантии его оригинальности получить практически невозможно, а дефицит провоцирует появление множества подделок. И, конечно же, нет смысла удивляться стуку при смене масла на менее вязкое: на старом моторе такое случается часто. Маловязкие масла в принципе убили уже много моторов, так что если вы не владелец новой машины, лучше с этими маслами не экспериментировать – выйдет себе дороже.