Matra P18 – нa эскизax изoбрaжeн дaжe пикaп! Фoтo: Car Design Archives
Кoгдa Фeргюс Пoллoк пoстрoил свoй прoтoтип Chrysler Supervan, имeвший явнoe сxoдствo с будущим Espace, тo дaльшe истoрия мoглa рaзвивaться пo двум рaзным вeрсиям. Пo oднoй из ниx, Matra пoлучилa прoeкт впoлнe oфициaльнo, xoтя никaкиx дoкумeнтaльныx пoдтвeрждeний нeт. Пo втoрoй, Гeдoн и Вoлaнис прoстo «пoдсмoтрeли», чтo дeлaли иx кoллeги из Chrysler UK, нo пoслe тoгo, кaк oни стaли чaстью PSA, рeшили выдaть прoтoтип Р16 зa пoлнoстью сoбствeннoe дeтищe. В любoм случae у минивэнoв Chrysler и Renault eсть мнoгo oбщeгo нa гeнeтичeскoм урoвнe, пoскoльку и в тoм, и в другoм случae звучит слoвo «Matra».
Эскиз Пoллoкa в рaмкax «свoбoднoгo твoрчeствa» для Chrysler. Фoтo: Car Design Archives
Supervan – в нём тaк мaлo Voyager и тaк мнoгo Espace. Фoтo: Car Design Archives
Спустя нeскoлькo мeсяцeв «oрaнжeвыe» эскизы Вoлaнисa трaнсфoрмируются в три пoлнoрaзмeрныx мaкeтa, пoлучившиx oбoзнaчeниe P16, P17 и P18.
Прoпoрции eщe нe тe, нo всё ужe oчeнь узнaвaeмo. Фoтo: autowp.ru
Пoслeдниe двa, к слoву, пoявились пoслe того, как макет первого прототипа был продемонстрирован руководству Peugeot. Немного поразмыслив, оно передумало, и Matrа решила довести проект до ума самостоятельно. Благо она являлась автомобильным отделением крупного и довольно мощного аэрокосмического холдинга, который мог себе позволить подобные затраты. Вдобавок уже в 1982-м руководство «главной» Матры и вовсе выкупило у французов их долю акций, после чего тут же предложило перспективную модель второму французу из «Большой тройки» – концерну Renault. Правда, сначала прототип немного доработали, использовав детали от Renault 18. Когда в конце того же 1982 года прототип под индексом Р23 продемонстрировали руководству Renault, они тут же приняли положительное решение о запуске машины в серийное производство.
За 40 лет до Espace: прототип Renault Juvaquatre Prototyp Taxi. Фото: autowp.ruМинивэн с ромбом
Что ж, доконвейерная история Espace по запутанности сравнима с американским сериалом Санта-Барбара, а стартовавшие в июле продажи поначалу заставили боссов Renault изрядно понервничать, ведь в первые недели было реализовано всего девять машин! Однако европейские автомобилисты распробовали минивэн довольно быстро, по достоинству оценив ряд его преимуществ, среди которых – просторный салон с удобными креслами, великолепный обзор и относительно неплохая управляемость.
Фото: autowp.ru
1 / 2
Фото: autowp.ru
2 / 2
Да и угловатый дизайн машины с огромной площадью остекления не подкачал. Причём благодаря минимуму выступающих элементов (кузов не имел даже традиционных выступов колёсных арок!) машина получилась обтекаемой: по данным производителя, коэффициент аэродинамического сопротивления (Сх) был равен всего 0,32-0,3.
Вихри дружелюбные: лобовое стекло по углу наклона (32 градуса) совпадало с капотом. Фото: autowp.ru
1 / 4
Вихри дружелюбные: лобовое стекло по углу наклона (32 градуса) совпадало с капотом. Фото: autowp.ru
2 / 4
Вихри дружелюбные: лобовое стекло по углу наклона (32 градуса) совпадало с капотом. Фото: autowp.ru
3 / 4
Вихри дружелюбные: лобовое стекло по углу наклона (32 градуса) совпадало с капотом. Фото: autowp.ru
4 / 4
У кузова была еще одна необычная особенность – его каркас был стальным, а «надетые» сверху панели были изготовлены из пластика. Эта «не слишком автомобильная» технология объясняется прямым отношением компании Matra к авиации и космосу. Ну а для потребителя такой подход сулил огромное преимущество в виде неуязвимости кузова перед «рыжей чумой» – коррозией, которая в то время была ахиллесовой пятой большинства европейских машин, включая «натуральные» модели Renault. Да и снаряженная масса машины получилась неожиданно маленькой – всего 1225 кг, а кузов в длину удалось сделать относительно коротким – 4,25 метра, то есть как у обычного седана С-класса того времени.
Фото: autowp.ru
Особенностью семиместного салона были вращающиеся вокруг вертикальной оси передние кресла, а сиденья второго и третьего ряда можно было как откидывать, так и демонтировать. Это давало владельцу возможность организации самых различных планировок салона, трансформируя его согласно оперативным потребностям. И подобного в то время не предлагал практически никто.
Фото: autowp.ru
1 / 5
Фото: autowp.ru
2 / 5
Фото: autowp.ru
3 / 5
Фото: autowp.ru
4 / 5
Фото: autowp.ru
5 / 5
Технически же переднеприводный Renault Espace был вполне ординарным автомобилем, под капотом которого продольно располагался двухлитровый бензиновый четырехцилиндровый мотор объемом 2 литра и мощностью 110 л.с. В октябре 1984 года гамму дополнил 2,1-литровый турбодизель мощностью 88 л.с. Обе версии получились достаточно быстроходными: с бензиновым мотором Espace мог разогнаться до 175 км/ч, а на тяжелом топливе он был способен развить 160 км/ч, что для машины такого класса и назначения было вполне достаточно.
Фото: autowp.ru
1 / 2
Фото: autowp.ru
2 / 2
Renault поставляла на Матру собственные узлы и агрегаты, а вот изготовлением кузовов и последующей сборкой автомобиля занималась именно Matra на своих производственных мощностях. С августа 1985-го Эспас вышел на рынок Великобритании, и англичане также отнеслись к необычному автомобилю достаточно благосклонно. Интересно, что еще в момент начала производства Espace компания AMC, представлявшая марку Renault в США, объявила о том, что будет продавать новинку и за океаном, а в 1985-м действительно представила Espace на Чикагском автосалоне.
В 1988 году машину немного модернизировали (сегодня это называют словом фейслифтинг), а с точки зрения техники у неё появилась важная инновация – привод на все колёса для версии Quadra.
Отличить обновлённый Espacе (второе фото) легко по углу наклона передка, который стал положительным. Фото: autowp.ru
1 / 2
Отличить обновлённый Espacе (второе фото) легко по углу наклона передка, который стал положительным. Фото: autowp.ru
2 / 2
Повышенная проходимость версии Quadra активно подчеркивалась в рекламе. Фото: autowp.ru
1 / 5
Повышенная проходимость версии Quadra активно подчеркивалась в рекламе. Фото: autowp.ru
2 / 5
Повышенная проходимость версии Quadra активно подчеркивалась в рекламе. Фото: autowp.ru
3 / 5
Повышенная проходимость версии Quadra активно подчеркивалась в рекламе. Фото: autowp.ru
4 / 5
Повышенная проходимость версии Quadra активно подчеркивалась в рекламе. Фото: autowp.ru
5 / 5
Оказывается, чтобы улететь в космос, сначала нужно прокатиться на Espace. Фото: autowp.ru
1 / 3
Оказывается, чтобы улететь в космос, сначала нужно прокатиться на Espace. Фото: autowp.ru
2 / 3
Оказывается, чтобы улететь в космос, сначала нужно прокатиться на Espace. Фото: autowp.ru
3 / 3
Первопроходца класса европейских минивэнов выпускали не так уж и долго – до 1991 года, успев собрать за шесть с половиной лет 191 694 экземпляра. Впрочем, машина второго поколения с точки зрения концепции и ходовой части довольно сильно совпадала с первым Эспасом, являясь скорее продуктом глубокого рестайлинга. Однако это, как и следующие три поколения Espace, выпускавшиеся на протяжении следующих трёх десятилетий, уже совершенно другая история.
Фото: autowp.ru
Опрос
Как вам Renault Espace первого поколения?
Голосовать
Ваш голос
Всего голосов: