Высoкo рaспoлoжeннaя и oчeнь нaгляднaя пaнeль упрaвлeния климaтoм xoрoшo пoдсвeчeнa и при бeглoм взглядe дaжe нaпoминaeт дисплeй. Слeвa пoд ним виднo рукoятку стoянoчнoгo тoрмoзa – Т-oбрaзный рычaг, вытягивaeмый нa сeбя. Тaкoe рeшeниe кoму-тo знaкoмo пo стaрым «aмeрикaнцaм», a кoму-тo – пo 24-й Вoлгe.
1 / 2
2 / 2
Рукoяткa AКП – oгрoмный «мoлoтoк» нa oчeнь длиннoм чeрeнкe. С oднoй стoрoны, eгo длинa oптимизирoвaнa для высoкoй пoсaдки в вoдитeльскoм крeслe, нo с другoй – кaжeтся, чтo eгo прoстo бeз oсoбoй нужды урaвняли в рaзмeрax с ручкoй мexaничeскoй КП, пoльзoвaться кoтoрoй приxoдится в рaзы чaщe, чeм ручкoй aвтoмaтa.
Нa пeрeднeм и зaднeм ряду впoлнe кoмфoртнo дaжe нeмaлeньким сeдoкaм. Мoжнo с удoбствoм eздить нa дaльниe рaсстoяния сeмьeй из пяти чeлoвeк, и мoжнo былo бы дaжe кaтaться всeмeрoм, eсли бы в кoнкрeтнoм экзeмплярe имeлись oпциoнaльнo дoступныe двa дoпoлнитeльныx oткидныx сидeнья в бaгaжнoм oтсeкe.
1 / 3
2 / 3
3 / 3
У вoдитeля и пeрeднeгo пaссaжирa имeются пeрсoнaльныe пoдлoкoтники, a тaкжe лифт сидeний. Всe рeгулирoвки – мexaничeскиe.
1 / 3
2 / 3
3 / 3
Салон сохранил на редкость достойное состояние – не истрепались обивки сидений, не ободрались дверные карты, даже не раскис и не провис потолок!
1 / 6
2 / 6
3 / 6
4 / 6
5 / 6
6 / 6
Интересная мелочь, демонстрирующая высокий уровень продуманности автомобиля: возле пробки бензобака, под лючком, находится особый рычаг. Вы не открутите пробку, не вытянув его, а его вытягивание блокирует снаружи правую заднюю сдвижную дверь. Это нужно, чтобы во время заправки топливом никто случайно не открыл дверь изнутри и не ударил её кромкой по лючку, грозя сколоть на нем краску.
1 / 2
2 / 2
Рукоятки стеклоподъемников сдвижных дверей имеют подпружиненные ручки и автоматически складываются – опять же для того, чтобы их не срезало при открывании дверей. Впрочем, есть и не вполне додуманные моменты: например, стекла сдвижных дверей, имеющие большую площадь, но открывающиеся лишь сантиметров на двадцать. Поскольку в двери имеется вырез для заката арки заднего колеса, стекло невозможно опустить ниже. Если же в дверях сделали бы неподвижные стеклянные сегменты («форточки»), уменьшив таким образом ширину основных стекол, то их можно было бы опускать полностью.
1 / 2
2 / 2
Задний диван складывается вперед, освобождая при необходимости огромное пространство для груза. Со сложенным сиденьем объем грузового отсека составляет 2,25 кубометра! Грузить «Стэнзу» очень удобно – потолок высокий, пол низкий, а запаска внизу, под днищем.
1 / 6
2 / 6
3 / 6
4 / 6
5 / 6
6 / 6
Железо
Двигатель Stanza Wagon – CA20, двухлитровая атмосферная рядная «четверка» мощностью 102 силы, поперечно расположенная ввиду переднего привода. Этот очень популярный и распространенный ниссановский мотор совмещен с 4-ступенчатой автоматической коробкой. Передняя подвеска – Макферсон, задняя – независимая, со стержневыми торсионными элементами и поперечным стабилизатором. Тормоза – дисковые по кругу. Рулевое управление – реечное, с ГУР.
– Приведение машины в пристойный вид не заняло слишком много времени и средств, – рассказывает Алексей.
– Были покрашены двери, пороги, отремонтирована зона полозьев сдвижных дверей (ползуны, ролики, направляющие), на сибирской разборке нашлось недостающее стекло и фары. А вот мотор, что называется, попил кровушки…
Его чуть ли не два (!) года не удавалось привести в чувство. Машина работала 15 минут, после чего заливала свечи и глохла. Было заменено (и неоднократно) абсолютно все: датчики, «мозги», форсунки – множество механиков и электриков брались за дело и в итоге сдавались. То ли дело в износе токоведущих дорожек датчиков типа расходомера и положения дросселя и невозможности найти живые узлы, то ли в чем-то ином – выяснить так и не удалось. Когда затраты на этот процесс и его продолжительность стали уже раздражающими, пришлось согласиться на вынужденный «колхоз» – снять инжекторный обвес, найти впускной коллектор от карбюраторной версии моего двигателя и через переходную пластину поставить карбюратор ВАЗ от 2110 с автоподсосом. После чего автомобиль хотя бы ожил.
1 / 3
2 / 3
3 / 3
Некоторое время понадобилось, правда, на настройку АКП. Коробка тут без электроники, управляемая чисто оборотами/давлением. И за переключение передач отвечает клапан, открытие которого зависит от степени нажатия на педаль газа – тросик от этого клапана совмещен с тросом дросселя. А положение точки контакта двух тросов можно легко менять, выбирая нужные обороты для переключения трансмиссии, в диапазоне примерно от 1400 до 3500 оборотов. Этот подбор, целью которого было совместить динамику, экономичность и мягкость переключения, потребовал порядка 400 километров тестовой езды с постоянными остановками и регулировками тросов. Впрочем, теперь машина ведет себя замечательно – демонстрирует отличный отклик на педаль газа, плавную работу коробки и трассовую экономичность.
В движении
При движении по прямой Stanza отлично держит дорогу, игнорирует даже заметную колейность и не слишком восприимчива к боковому ветру вопреки изрядной парусности. Подвеска с превосходным запасом упругости глотает все колдобины, не беспокоя седоков.
Отличные, прогнозируемые и хваткие тормоза дополняют картину, а трассовый расход в 5 литров при 90 км/ч делает из вэна отличный автомобиль для семейных вояжей по «Золотому кольцу» и на юг в объезд платных магистралей.
Но при маневрах уже все не так безоблачно. Резкие переставки, причем даже на не слишком высоких скоростях, «Стэнзе» напрочь противопоказаны: высокий центр тяжести дает сильные крены, а легкий задок постоянно норовит продемонстрировать склонность к заносу. Передок же, наоборот, перетяжелён: и двигатель заметно смещен вперед, и аккумулятор стоит прямо у радиатора… Впрочем, это не то чтобы претензии – спокойному семейному вэну из 80-х спортивный характер никогда и не приписывался, точной рулежки размашистый руль с длинноходной рейкой не обещает, а вот для размеренной езды машина вполне гармонична. Тем более что, несмотря на жигулевский карбюратор вместо инжектора, динамики двухлитрового мотора вполне хватает для уверенных трассовых обгонов.
Двигатель с коробкой отлично слажены. Владелец настроил коробку на экономичное переключение на 1600-1800 оборотах, но в нужный момент можно задействовать кнопку на рукоятке АКП, которая подает питание на электроклапан, ограничивающий трансмиссию тремя передачами. Это удобно и в городе, где более динамичная езда с короткими разгонами оптимальна, и периодически – на трассе, когда нужно осуществить более интенсивный обгон. Жаль только, что переход на карбюратор лишил машину штатного круиз-контроля!
История модели
Nissan Stanza Wagon – леворульная североамериканская версия компактвэна Nissan Prairie для внутреннего японского рынка. Этот автомобиль – один из родоначальников своего семейства практичных и недорогих семейных однообъемников с удобными для города сдвижными дверями. В середине 80-х годов такие машины появились у многих автопроизводителей. Но именно Nissan Prairie/Stanza интересен тем, что стал первым автомобилем, считающимся «отцом» всего сегмента MPV. Кроме того, в нем впервые серийно реализованы идеи, заложенные в концепт-каре Lancia Megagamma, который разработали Джуджаро и Italdesign в 1979 году.
Prairie/Stanza (а в Европе – Datsun Prairie) появился в 1982 году, и его первое поколение с индексом M10 продержалось на конвейере до 1988. Характерной особенностью модели первого поколения были сдвижные задние двери с обеих сторон и отсутствие центральной стойки между передними и задними дверями. Автомобиль выпускался как с передним, так и с полным приводом, с ручной и автоматической трансмиссией, с гаммой бензиновых моторов мощностью от 70 до 102 сил. Были доступны пяти- и семиместные салоны. Prairie/Stanza производился в трех генерациях и в 2004 году был заменен на близкий по характеристикам минивэн Nissan Lafesta.