Дo Нoвoгo гoдa тeмпы сбoрa срeдств были высoкими, нo пoтoм сильнo зaмeдлились, к кoнцу янвaря былo сoбрaнo мeнee пoлoвины нeoбxoдимoй суммы, и oснoвaтeли стaртaпa нe придумaли ничeгo лучшe, кaк прoдлить мaрaфoн eщё нa 30 днeй, xoтя ужe былo яснo, чтo ничего не выйдет. В конце февраля случилось то, что должно было случиться: Sono Motors объявила о закрытии проекта Sion, который забирал 90% ресурсов компании. Теперь Sono Motors переключится на производство солнечных панелей для коммерческих автомобилей — под это дело компания даже получила от Еврокомиссии грант в размере 1,46 млн евро. Около 300 сотрудников Sono Motors, работавших над проектом Sion, будут уволены.
Краш-тест Sono Sion
Любопытно, что во время второй фазы краудфандингового марафона Sono Motors продолжала тратить деньги на испытания Sion и даже провела его фронтальный краш-тест о бетонную стену на скорости 50 км/ч, чтобы доказать, что интегрированные в кузов солнечные панели не представляют опасности при аварии. Сейчас все работы по Sono Sion остановлены: компания будет пытаться продать его со всеми потрохами, включая авторские права и клиентскую базу, но не факт, что покупатель найдётся.
Sono Sion на испытаниях
Часть средств, собранных в ходе краудфандингового марафона, уже потрачена, поэтому вернуть деньги людям, поверившим в проект Sion, быстро не получится. Sono Motors предлагает народным инвесторам отказаться (!) от переданных на спасение Sion денег ради светлых идей, проводимых компанией, либо ждать возврата согласно намеченному графику: 30% будут возращены в мае этого года, 40% — в июне 2024 года, оставшиеся 30% — в январе 2025 года. Вместе с последней частью долга Sono Motors обещает также выплатить 5% бонуса от общей суммы.
Интерьер Sono Sion
Ранее в январе потерпел крах ещё один стартап, планировавший осчастливить мир солнцемобилями, — нидерландский Lightyear. 30 ноября прошлого года этот стартап сообщил о торжественном запуске в производство на том же заводе Valmet своей первой модели — лифтбека Lightyear 0, но уже 23 января объявил об остановке выпуска, потому что кончились деньги. В конце января Lightyear был признан банкротом, но основатели стартапа не унывают: в феврале они объявили о намерении создать новую компанию для разработки солнцемобиля Lightyear 2 — его планируется запустить в производство в конце 2025 года.
Между тем в США есть ещё вполне живая компания Aptera Motors — она уже пережила фазу краха и теперь намерена запустить в производство свой похожий на НЛО трёхколёсный солнцемобиль в конце текущего года.